В Пермском Политехе с помощью нейросети построили модель развития кластерно-сетевых связей нефтяного сектора

В условиях цифровизации всех социально-экономических отношений важность формирования устойчивых и эффективных кластерно-сетевых связей неизбежно нарастает. Ученые Пермского Политеха оптимизировали большие данные с помощью нейросети. Разработка позволит более оптимально управлять межотраслевыми и межрегиональными связями, все это будет способствовать наращиванию стратегических инициатив и результативности деятельности компаний нефтегазового комплекса, повышать привлекательность региона для бизнеса.

Обобщающая способность нейронной сети

Исследование опубликовано в журнале «Lecture Notes in Information Systems and Organisation 2021».

В настоящее время лидерами экономического развития становятся регионы с развитыми кластерно-сетевыми взаимодействиями, которые основаны на трех базовых принципах: устойчивости, пропорциональности и сбалансированности. Для оценки и прогнозирования экономической деятельности региона была создана нейросетевая модель, результаты которой в среднем не имели отклонения от реальных данных более чем на 1,15%.

— Обучение нейронной сети проводилось различными методами: методом обратного распространения ошибки, методом упругого обратного распространения, методом Левенберга-Марквардта. Оптимизация структуры нейронной сети — выбор оптимального количества скрытых нейронов и активационных функций – осуществлена вручную, — поделился аспирант кафедры прикладной математики Леонид Кожемякин.

— Математической моделью было изучено более сорока регионов России. Выявлено, что Пермский край может стать драйвером развития кластерно-сетевых связей, поскольку здесь накоплен очень большой потенциал. Это один из немногих регионов России и единственный в Приволжском федеральном округе, объединивший в себе всю нефтегазовую вертикаль: от геологоразведки до сбыта нефтепродуктов, от разработки инновационных технологий и продуктов до их реализации и трансляции на другие регионы, — сообщает доцент кафедры экономики и финансов Мария Осипова.

По словам ученых, для улучшения социально-экономических показателей региона необходимо перераспределить последующую переработку продуктов добычи по близлежащим или находящимся на логистическом пути регионам, что сделает кластеры более полными и тем самым повысит эффективность функционирования местности путем притока новой рабочей силы и инвестирования в различные проекты.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ПНИПУ